Мир народного творчества для детей - выставка в школе

Родителям - учимся оберегать детей от вредителей и растлителей.
Ответить
koto
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 11.12

Мир народного творчества для детей - выставка в школе

Сообщение koto »

Выставка в школе - март 2009. Сообщение номер 1. Предыстория и Краткий обзор экспозиции.

Было дело - работала я в школе. Работала последнее время так, что можно было сказать, что и не работала вовсе, во всяком случае, я под словом "работать" подразумеваю другое. Дисциплина, которую я вела, популярностью совсем не пользовалась. А поскольку до торжественного моего выхода на пенсию оставалось каких-то полгода, то никто ничего не предпринимал и меня никто не трогал, поскольку относились ко мне там очень хорошо - за прошлые заслуги. Было как-то пару раз, предлагала я администрациям в школах, в которых работала, какое-нибудь мероприятие по народной вышивке устроить - лекцию или урок(как теперь скажут - мастер-класс). Но реакции не было вообще никакой, а смотрели странно. Я смирилась с собственной невостребованностью. А тут думаю - надо бы как-то соответствовать хорошему ко мне отношению - устроить напоследок что-нибудь полезное и красивое. О чём я и сказала завучу, которой выпала доля терпеть моё тунеядство. Редчайший случай - завуч откликнулась с энтузиазмом. И мы начали подготовку - обговаривали идею выставки, формат, технические средства, экспозиционный инвентарь, организационные вопросы, то и сё. Подключилась ещё одна учительница, которая со следующего учебного года должна была сменить теперешнюю завуч( а она соответственно переходила на другой ответственный пост в этой же школе). И будущая завуч тоже отнеслась к идее с большой заинтересованностью и ответственностью, поэтому втроём мы готовили мероприятие дружно и со взаимопониманием, что само по себе - подарок судьбы. Название выставки я выбрала скромненько: "Народное искусство России". Назначена была и дата - 20 марта - последний учебный день третьей четверти(моё требование было - ограничиться одним днём).
Так получилось, что в последние годы я почти не имела практики публичных выступлений, а на интересующие меня темы разговаривала почти исключительно с самой собой за полной непопулярностью этих тем у окружающих меня людей. И вот я вдруг понимаю, что неотвратимо приближается назначенный день, а я даже не знаю - как и что я буду говорить. Аудитория была выбрана 2-4 классы. А как им рассказывать про народное искусство? А как со временем? Было решено, что я проведу 4 экскурсии по 45 минут, на которые мне будут приводить примерно по полтора класса. Мне казалось, что я скажу им всё, что смогу, за 10 минут, и что я с ними буду делать ещё 35??? Но, забегая вперёд, отмечу престранный факт - имея на руках лишь предварительные ТЕЗИСЫ, и ни разу не проговорив текст заранее, я на первой же экскурсии, сказавши ровно столько, сколько хотела, закрыла рот ровно за 1 секунду до звонка с урока!
Экспонаты отбирались до самого последнего дня. Их ещё надо было упаковать по коробкам.
19 марта в 16-00 за мной должна была приехать на машине завуч, экспонаты следовало доставить в школу и смонтировать выставку в этот же день, чтобы с самого утра 20-го прийти на готовенькое и сразу со звонком начинать экускурсии.
18-го я весь день провела в сборах и обдумывании логики лекции, сделала много лишнего, что и не понадобилось, поскольку просто по времени не влезло бы. От лишней работы и неопределённости с речами и прочим страшно переутомилась, но к назначенному времени 19-го отошла от перенапряжения и была готова к новым трудовым подвигам.
Очень кстати( бывают же такие совпадения) на работе у моего мужа именно в этот момент произошла какая-то заминка, и он оказался свободен именно в это время, так что коробки были перетащены из дома в машину и из машины в класс с должной осторожностью и бережностью.
На монтаж экспозиции ушло более 3-х часов. Когда мы с завучем закончили работу, было 20-00. И мы поздравили себя с верным решением готовить экспозицию заранее - это только кажется, что "быстренько развесим и расставим"!
На следующий день, вошедши в класс, в лучах весеннего сонца, пробивавшиеся сквозь жалюзи, я увидела чУдную жизнерадостную картину. Картина - вот она, а о дальнейшем я расскажу в следующих сообщениях.
Вид от входа:

Изображение


Слева - экспозиция рушников, на столах - полотно льняное и конопляное, полотенца, станушки, скатёрочки:

Изображение

За ними - на экране компьютера - слайд-шоу наличников, на стеллаже - колокол, хлеб-соль на рушнике, методические материалы:

Изображение

Колокол отдельно:

Изображение

Хлеб-соль отдельно(рушник, кажется, воском заляпан):

Изображение

Далее на столах соответственно:
- игрушки глиняные (каргопольская, абашевская, ковровская, прочие свистульки):

Изображение

- дерево резное и расписное, деревянные игрушки:

Изображение

- детали наличников:

Изображение

Завершаем круг, у окон - ещё одна текстильная экспозиция. Здесь рубахи и подолицы:

Изображение

Далее стояли ещё пяла(их мне сделал муж) с запяленным домотканым льном и переведённым рисунком для вышивки полотенца, иголка была воткнута, рядом в резном ящичке-шкатулке лежали нитки и ножницы. Кадра у меня нет, а жаль( здесь их загораживает вешалка с рубахами). Работа эта не понадобилась - ещё один блок со всем этим в мою программу уже просто никак не вмещался по времени. Ружьё было повешено, но не выстрелило.

-------------------
Выставка в школе - март 2009. Сообщение номер 2. Ход экскурсии. Часть 1.

Перехожу к отчёту о самой экскурсии. Здесь будет много диалогов и прямой речи, поэтому, чтобы не мучиться, я свою речь даю синим цветом, а детские ответы(документально точно) - красно-кирпичным.
Как я уже говорила, из 2-4 классов сформировали 4 группы ( по пол-класса добавляли к другим классам, чтобы охватить всех ), и я должна была повторить свою экскурсию 4 раза на первых четырёх уроках. Преодолев свою "совиность", я как жаворонок прискакала к первому уроку и облачилась в свою недовышитую чувашскую рубашку. Завучи свою работу выполнили очень чётко - точно со звонком детей мне приводили учителя начальной школы.
Дети заходили, учителя им велели рассаживаться по стульчикам и скамейкам, которые были расставлены полукругом с видом на рушниковую часть экспозиции. Потом учительница выходила на середину, где я её приветствовала Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать на выставку "Народное искусство России"и угощала хлебом-солью(соли не было):

Изображение
(поскольку в своём журнале я не афиширую свои паспортные данные, то изображения откадрированы соответствующим образом)
Всех учителей предупредили, что встречать будут хлебом-солью, и что надо будет подыграть - крошку отломить и съесть( или вид сделать), а хлеб похвалить. Что и было разыграно как по нотам.
Спрашиваю Понравилась ли встреча? , отвечают Понравилась!
А что понравилось? Почему понравилось-то?
-красиво
-приветливо
-с уважением
-потому что русское народное

А почему так воспринимается?
Хлеб-соль я уже к тому времени поставила на стул,специально водружённый для этого на стеллаж. Теперь беру тарелочку с хлебом отдельно и показываю, как бы получилось моё приветствие без рушника А если бы я так встретила?
Нет, это совсем не то!
Подвожу к тому, что очень важную роль играет рушник, без него так красиво и торжественно не получится. Отставляю хлеб, беру рушник.
А что мы видим на рушнике?

Изображение

Изображение

- узоры
- птица
Какая птица? А ну-ка обернитесь, посмотрите на доску, что там такое у нас прикреплено?(как и было договорено, герб был прикноплен к доске заблаговременно)
Изображение

- ДВУХГОЛОВЫЙ орёл!

Отлично - пятёрка! Конечно, это наш двуглавый орёл, древнейший символ, и на государственном гербе России он оказался не случайно. Издавна повелось, что на рушниках и полотенцах тоже изображены двуглавые орлы
Здесь я показываю на кролевецкие рушники - на фотографии это 8 рушников слева:

Изображение

Вот они - двуглавые орлы на рушниках. Вот здесь они вытканы красным по белому фону, а здесь - белым по красному фону.
Обычай встречать гостей хлебом-солью на красивом узорном полотенце или на рушнике(так назывался этот предмет на Юге России и на Украине) очень старый. Представим себе русскую деревню этак лет 500 назад. Встречают гостей. А где же взять рушник?"

- купить!
А где купить? Магазина-то нет!
- сшить!
А ткань где взять?
- из ниток соткать!
Пятёрка! Правильно - соткать. В каждом деревенском доме стоял небольшой деревянный ткацкий станок, на котором ткали ткань для одежды и для полотенец.
Но откуда взять нитки?

- спрясть!
Из чего?
- из растений
Из каких растений?
- из хлопка!
Так ведь хлопчатник у нас не растёт. Он растёт в Средней Азии!
- из льна!
Пятёрка! Конечно, из льна. Кто видел , как растёт лён?... Это такой тоненький не очень высокий стебелёк с узенькими листочками и маленькими бледно-голубыми цветочками.
Далее я показываю советского времени методический материал о производстве льняной ткани:

Изображение

Маленькое отступление. Уже после работы коллеги спрашивают: "А какие замечательные наглядные материалы. Где вы их достали?" Свом ответом я их сразила наповал: "На помойке!" И это правда. В другой школе нашего околотка делали ремонт, что послужило весомым поводом к массовому выбрасыванию всякого рода скопившихся в классах ненужных вещей. На заднем дворе в куче строительного мусора в перемешку с выпавшим снегом я увидела несколько коробок. На коробки я всегда обращаю внимание - мне всё никак не удаётся рассортировать свою коллекцию удобным и окончательным способом. Я двинулась на штурм мусорной кучи. Муж мой возопил: "Пойдём-пойдём-пойдём... Нечего! Хватит!!!" Но я не собиралась упускать ТАКИЕ коробки - плоские и из плотного картона, хорошо держащие форму. И вот я вырыла штук 5-6 таких коробок. Это оказались выпущенные в 80-е годы методические наглядные материалы по производству льняных и шерстяных тканей. Я не публикую здесь номер школы ( да это и не школа, это ЦО - Центр Образования, ведь этот статус просто так не дают - тут нужны серьёзные усилия!). В этом ЦО учителя считают мусором такие вещи - не нашлось там человека, который остановил бы неразумную тётю или обратил бы внимание на состав мусорной кучи. Снежок я смахнула и коробочки принесла домой. Освободила две из них, переложив содержимое в другие. Теперь в этих двух размещаются на подложках, обёрнутых льняной тканью, пудожский и заонежский раритеты соответственно, они нуждаются в бережном хранении, особенно пудожский - он в отчаянно плохом состоянии и кантовать его смерти подобно.

Посмотрим на содержимое коробки. На обратной стороне крышки:

Изображение

В коробке - три картонки:

Изображение

Изображение

Изображение

Несмотря на то, что авторы этого материала, по-видимому, не овладели всеми тонкостями изящной словесности("собственно-текстильное производство" - м-м-м, была бы я редактором, это не пропустила бы...), следует признать, что и задуман, и воплощён материал разумно.
Картонки я последовательно проносила по рядам, мои коллеги чутко помогали на подхвате. Разрешала потрогать все полуфабрикаты - чтобы на ощупь знали:

Изображение

Попутно рассказываю про то, как треплют и мнут стебли, прежде чем получить кудель - полуфабрикат для прядения.
Потом прядут нити из кудели. Помните? "Три девицы под окном пряли поздно вечерком..." Вот так они и пряли... Здесь показываю городецкую тарелку:

Изображение

А уж потом - ткали. Помните? " Кабы я была царица, я на весь бы мир одна наткала бы полотна..." И вот какое полотно получалось: Тут проношу по ряду рулон домотканого льняного полотна, разрешаю потрогать, чтобы лучше почувствовали и запомнили:

Изображение

А ещё полотно делали из конопли. В северных и западных губерниях - из льна, а в южных и восточных - из конопли. До революции Россия славилась экспортом не нефти, а грубого конопляного волокна - пеньки, из которой делали верёвки и канаты, в том числе и для морских судов. Такие канаты самые прочные и не боятся разрушительного воздействия солёной воды. Из более нежных волокон делали конопляное полотно по той же технологии, что и льняное. Конопляное полотно очень похоже на льняное, но оно немного мягче и "теплее" на ощупь, и немножко более "мохнатое". Здесь проношу по ряду рулон домотканого конопляного полотна, разрешаю потрогать руками:

Изображение

А из чего ещё делали одежду в старину?
- из шкур
да, зимние тулупы и шубы
- из шерсти
да, для зимней одежды использовали ткань из шерстяных ниток. А летнюю одежду? Из какого растения? Вы все отлично это растение знаете! Что же это за растение такое?
Вопрос непростой. Я бы ещё лет 6 назад на него не ответила бы. Мозговой штурм был успешным только в одном классе - на вопрос ответила одна учительница. Впрочем, понятно, что вопрос задавался более для создания интриги в рассказе, нежели в надежде получить на него ответ.


Выставка в школе - март 2009. Сообщение номер 3. Ход экскурсии. Часть 2.

Итак, как и полагается, я закончила своё предыдущее сообщение на самом интересном месте, с которого теперь и продолжаю:

А из чего ещё делали одежду в старину?
- из шкур!
да, зимние тулупы и шубы
- из шерсти!
да, для зимней одежды использовали ткань из шерстяных ниток.
А летнюю одежду? Из какого растения? Вы все отлично это растение знаете! Что же это за растение такое?



В одном классе на вопрос ответила учительница начальных классов:
"Из крапивы? Просто сказку Андерсена спомнила..."(Оживить в памяти сказку "Дикие лебеди" можно, например, здесь: [url=http://www.erlib.com/Ганс_Андерсен/Дикие_лебеди/1/]http://www.erlib.com/Ганс_Андерсен/Дикие_лебеди/1/[/url] )
Именно так! Для рубах полотно делали и из крапивы! Почти как в сказке Андерсена "Дикие лебеди", где девочка должна была соткать из крапивы рубашки, чтобы её братья, превращённые злым волшебством в лебедей, опять приняли человеческий облик. Как говорится: "Сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок!" Полотно из крапивы получалось почти такое же как из льна и конопли.
- А оно не жгло?
Нет, потому что жгут только свежие зелёные листья, а в процессе получения волокна крапиву как следует высушивают, а потом ещё длительно вымачивают.
Известно, что два маленьких народа, ханты и манси, ещё каких-то 100 лет назад вырабатывали из крапивы домотканое полотно, из которого шили потом рубахи и украшали их великолепнейшей вышивкой красными и синими шерстяными нитками. Таких рубах до настоящего времени сохранилось всего несколько экземпляров, находятся они в музеях Санкт-Петербурга, Хельсинки, Будапешта, Омска, Тамбова и некоторых сибирских городов. Поэтому я не могу вам их показать, зато могу показать фотографию одной из таких рубашек в книге - Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям:
(см. о рубахах обских угров здесь: Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям )
Известно, что ещё 100 лет назад в Рязанской губернии маленькие девочки сами делали из крапивы нитки для шитья одежды своим куклам, потому что матери им покупных ниток для этого не давали - покупные нитки были дороги. Вот девочки и воспроизводили весь технологический процесс обработки крапивы, чтобы напрясть ниток.(Это нашла я в интереснейшей книге Геннадия Федотова "Плетение из трав", ... )
И вот, полотно соткано. Иногда узор выполняли в процессе ткачества, как на этом вологодском полотенце, трогать его нельзя: (кажется, я это полотенце ещё в журнале не публиковала)

Изображение
[/url]
...а иногда узор вышивали уже на готовом полотне, как на другом вологодском полотенце:( и это тоже, кажется, не публиковала)

Изображение

После чего я детей подняла и построила полукругом перед рушниковым стендом.
Показывая на кролевецкие рушники говорю Вот эти рушники - тканые, а вот эти - вышитые(показываю на 4 рушника справа Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям ) А что на них изображено?
-цветы
-листья
-ягоды
-ваза
За все ответы я раздаю пятёрки и продолжаю:
Это Древо Жизни - один из самых древних сюжетов народного искусства очень многих народов.
Вот здесь разложены полотенца и другие предметы из полотна, украшенные красивыми узорами:


Изображение

На Юге России полотенца называли рушниками, а на Севере - полотенцами. Но это, конечно, не простые полотенца, которыми, умывшись, вытирали лицо и руки - для этого использовали совсем простые полотенца и называли их утиральниками. А красивые узорные полотенца использовались в обрядах. Например, на них подносили дорогим гостям хлеб-соль, ими связывали руки жениху и невесте на свадьбе - чтобы семья была крепче, рушник вешали на икону так, что концы свешивались по сторонам. Всегда особенно любили рушники на Украине. С рушником украинцы родятся, женятся, трудятся, молятся и веселятся, с рушником украинцы умирают.
Посмотрим, а что же ещё делали из полотна и что украшали узорами - ткаными и вышитыми.
Вот небольшие скатёрочки, в старину их называли "полустоловками". Когда девушка выходила замуж, то существовал вот какой обычай. Невеста причитала, показывая, как горестно ей расставаться с родительским домом, брала скатерть за уголок, шла к двери. Скатерть тянулась за ней - скатерть была важным элементом такого вот обряда прощания с родительским домом - это был почти спектакль.
Очень красивыми узорами украшались подолы женских рубах. В северных губерниях рубаху сшивали из двух частей, и когда верхняя часть изнашивалась( при этом нижняя часть ещё была в хорошем состоянии), то её заменяли на новую, а нижняя часть, которую назвали станУшкой, служила своей хозяйке дважды. Вот здесь мы видим две станушки с очень красивыми мастерски выполненными ткаными узорами. А теперь поворачиваемся там, где стоим, лицом к окошкам
. Таким образом группа стоит уже лицом ко второму сегменту текстильной экспозиции с рубахами и подолицами.
Самая нижняя часть станушки, которая украшена ткаными или вышитыми узорами, называется подолицей. Вот здесь вы видите несколько подолиц с ткаными узорами, есть пошире, есть поуже, но все очень красивые.
Вот рубаха из Рязанской губернии. Руква украшены вытканными красными полосами и мелкой вышивкой.

Примечание. Это рубаха из Секирина, пока ещё не выложенная, как и поступившие позже ещё две рубахи из того же многострадального Секирина, о котором чуть не с мучением пишет во вступлении к своей книге Сергей Глебушкин. Пишет том, КАК в Секирине было раньше, когда чуть не в каждом доме могли одеться в бесподобные костюмы своих бабушек. И вот, рассказывает Сергей Глебушкин, побывал он там не так давно ещё раз - как шаром покати, как Батый прошёл! А всего лишь проехали перекупщики - "санитары леса", да всё и скупили.
1. Вроде как перекупщики, получается, люди нехорошие. Тут я с Глебушкиным относительно солидарна - бывают перекупщики, которые у меня тоже вызывают только содрогание. Это хищники, невежественные, безнравственные, алчные(кстати, бывают и среди скупщиков милейшие люди!). Но есть и другая сторона - а местные-то зачем продавали, да ещё и за копейки? Они что - жертвы перекупщиков? Нет, они намно-о-о-ого хуже. Да как ко мне перекупщик подойдёт, да так и отойдёт. Сыта-обута хоть как-то? И ладно - пусть идёт лесом, не продам ничего! Ведь продают не потому, что голодные дети опухшие по лавкам помирают. Продают, потому что им это совершенно не нужно, что не видят они в этом ничего, кроме тряпья, за которое какие-то дураки деньги платят - на бутылку хватит.
2. Слыхала, что Глебушкин интернет особенно не читает. Но если начнёт таки читать, для Глебушкина пишу: "Глебушкин, не плачь! Три рубашки из Секирина у меня в отдельных пакетах под номерами хранятся, пока жива - забочусь. А вот насчёт того, как дальше, конечно, вопрос. Музеям, этим садистам - мучителям любознательного народа, скажу прямо, нет никакого желания что-либо завещать ..."

А здесь на вешалке - рубахи из разных украинских губерний. Полтавщина, Екатеринославщина - всюду рубахи вышивались по-своему. Вот эти полтавские рубахи вышиты в технике, которая на Украине называется "выризування", у нас -вырезы, а в Норвегии - хардангер. Про хардангер у нас много книжек в магазинах продаётся, а про нашу вышивку - нет, вот и думают люди, что хардангер - это где-то там, в Норвегии. А он и у нас здесь чуть не в каждой губернии, и никакой он не хардангер, а - "вырезы", просто и понятно.
Вот эта рубаха - миргородская, из мест, где происходили события, описанные в повестях Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Вот эти - с Екатеринославщины. Город Екатеринослав называется теперь Днепропетровск. Эти рубахи отличаются от рубах соседних губерний тем, что вышиты они чёрным по белому:


Изображение

Примечание. Рубахи ещё вообще не выкладывала, а их куча. Общий вид сложно сфотографировать - нет у меня ни манекена, ни какого-нибудь эрзац-манекена. И времени не хватает.

Показываю полтавские рубахи, вышитые белым по белому.
А на этих рубахах вышивка есть?
-Нет!
Точно нет?
-Ой, есть, есть!
Да, это вышивка белыми нитками по белому полотну. Она тоже очень красивая, хотя в глаза не бросается.

Стоя на том же месте начинаю новый поворот темы. Та-а-ак. Женщины пряла, ткала, вышивала, еду готовила, за детьми смотрела... А мужчины что делали - на печи лежали, как Емеля ?
-Не-е-ет!
А что же они делали?
-Охотились!
Было дело, а что ещё?
В поле работали!
Так в поле все работали - от мала до велика...
-Дрова рубили!
Хорошее дело! Дрова нарубили, а куда их девать-то? На что они?
-В печку!
А печка где? В поле стояла?
-Нет, в доме.
А дом откуда взялся?
Мужчина дом строил!!!
Правильно, пятёрка! И мало того, что он его строил, так он его ещё и украшал очень красивой резьбой - это было настоящее искусство.
У нас главный строительный материал был всегда - дерево. Именно из дерева и были выстроены на Руси все крестьянские дома, и многие дома в городах.
Теперь развернулись там, где стоим - смотрим на компьютер.

На экране - слайд-шоу наличников.
Изображение
Это вот эти наличники из вошедшей в состав Талдома деревни Высочки: [url=http://ehidnazevaka.livejournal.com/2010/02/09/]http://ehidnazevaka.livejournal.com/2010/02/09/

Что там такое?
-Окна!
-Узоры!
Из 5 классов нашёлся только 1 ученик, который сказал "Наличники" ! Так что в остальных случаях приходилось самой говорить: "Наличники".
А наличники украшены резьбой - очень разнообразной
Показываю на экране наличник:

Изображение

А что здесь изображено?

Изображение

-Двуглавый орёл!
Где-то, кажется, мы его сегодня уже видели?
-На рушниках!
Точно! Пятёрка! Очень часто мы видим одни и те же сюжеты на рушниках и на наличниках - всё это самые распространённые темы народного искусства - Древо Жизни, двуглавый орёл и другие.
А это что?

-Птицы
-Драконы

Подходим к столу с фрагментами наличников:

Изображение

По бокам в навершии наличников могли быть вот такие украшения - как капители колонн на городских домах. А в навершиях располагались вот такие интересные существа.
Помните у Пушкина: " Там на неведомых дорожках следы...

... невиданных зверей!
Вот они - невиданные звери!

Изображение

Как видите, мы даже рты раскрыли от удивления:

Изображение

Но вот дом построен и украшен резьбой. Оказывается, что и в доме было много мужской работы. Надо было изготовить множество всяких приспособлений для разной работы и утвари для хозяйства.
Здесь мы переходим к следующему сегменту экспозиции:

Изображение




продолжение ниже


http://tradtextil.livejournal.com/77333.html
1. http://tradtextil.livejournal.com/77632.html
2. http://tradtextil.livejournal.com/77863.html
3. http://tradtextil.livejournal.com/78393.html
4. http://tradtextil.livejournal.com/78651.html
послесловие http://tradtextil.livejournal.com/79071.html
koto
Сообщения: 179
Зарегистрирован: 11.12

Мир народного творчества для детей - выставка в школе ( окончание)

Сообщение koto »

окончание

Выставка в школе - март 2009. Сообщение номер 4. Ход экскурсии. Часть 3.
В прошлый раз мы закончили на том, что
Оказывается, что и в доме было много мужской работы. Надо было изготовить всевозможную утварь для хозяйства, приспособления и инструменты.


И ткацкий станок, и прялка,и веретено, и приспособления для стирки и глажения белья - рубели и вальки - всё это делалось из дерева и украшалось резьбой. Вот это - современная кухонная разделочная доска, но украшена она точно такой же резьбой, какой в старину украшали деревянные предметы домашнего обихода, и, в частности, прялки. Мастерски выполнили эту резьбу студенты Абрамцевского художественно-промышленного училища:

Изображение

Вот эти досочки, которые я беру со стола и показываю детям:

Изображение

А что изображено на этих досках?
-Цветочки.
-Круги.

Эти лучистые круги - изображения солнца. Солнце у нас повсюду - и на предметах домашнего обихода, и на наличниках. От солнца зависела вся жизнь и благополучие крестьянина - будет ли урожай, будет ли чем кормить семью.
Прялки украшались не только резьбой, но и росписью. Славился своими мастерами небольшой город на Волге - Городец, он ровесник Москвы. Находится он недалеко от Нижнего Новгорода.Вот современная разделочная доска, выполненная профессиональной художницей в стиле городецкой росписи:


Изображение

На ней изображён казак с саблей на коне, на нём каракулевая шапка.Посмотрите, как выписаны меховые завитки. Наверное, он едет на войну. Казак склонил голову, наверное, он вспоминает о родном доме и своей красивой невесте. Казак не хочет воевать, но долг превыше всего.

Видно судьба казака детей впечатлила, потому что слушали очень внимательно. Вот эта доска:

Изображение

Казак действительно выписан великолепно - что же удивляться-то, если исполнено иконописцем:

Изображение

Посуду тоже делали из дерева. Ковши и солонки были сделаны в виде птицы, а иногда - с конской головой и туловищем:

Изображение

Показываю солонки и ковши:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Посуду тоже украшали росписью. Славилась хохломская роспись, которой занимались в свободное от сельскохозяйственных работ крестьяне Нижегородской губернии, а продавали расписанную посуду на ярмарке в Хохломе, откуда и произошло название этой росписи. Вот, например, что это такое?

Показываю я большую современную хохломскую ложку, по размерам это, скорее, половник.
Изображение

Отдельной её фотографии у меня нет, здесь она в группе:

Изображение

Отвечают -Ложка!
Конечно, это ложка. Но не простая. Ложкой щи да кашу ели, ложкой и воспитывали.
-Как это???
А вот как. Сейчас расскажу.
Села, к примеру семья за стол кашу есть. Посередине стола горшок стоит. Из него все по очереди кашу ложкой зачёрпывают. Сначала старшие, потом - младшие, строго по порядку старшинства. А если кто из мелюзги порядок забудет и поперёд батьки в горшок за кашей со своей ложкой полезет, то получает вот такой ложкой по лбу. Очень хорошо запоминается, как надо себя вести за столом, и не только за столом.

Судя по реакции моих слушателей, воображаемая ситуация их захватила, тем более, что я ложкой действовала так, как будто кого-то невидимого в воздухе огрела по лбу. Одни были ещё во власти впечатлений от таких чрезвычайных и драматических событий, нарушающих права ребёнка, другие уже улыбались, чувствуя в театральности происходящего желание слегка постращать публику.
А это что? Показываю пряничные формы:

Изображение

-Кораблик!
-Самовар!

А для чего эти штуки используются?
Поскольку ответа на этот вопрос не последовало, я продолжала:
Это пряничные формы. Вот замесила хозяйка тесто... Тут я показываю на голову стоящего передо мной весьма подвижного гражданина, народ заинтригован, выдержав небольшую паузу, продолжаю рассказ, сопровождая его широкоамплитудной имитацией описываемых действий и усилий:Потом берёт она формочку и отпеча-а-атывает на тесте самовар, или кораблик. Тут же сажает пряник в печь - а вот он уже и испёкся - очень красивый получился пряник! Пряник наш сиял как самовар, народ его разглядывал так, как будто и в самом деле это был только что отпечатанный и выпеченный пряник. Далее переход к новому повороту темы.
В основном, когда мы говорим о народном искусстве, то имеем ввиду разные практически нужные для жизни предметы, например, это украшенная вышитыми и ткаными узорами одежда, или резьба и роспись на самом доме и всевозможной домашней утвари. В узорах мы видим двуглавых орлов, древо жизни, символы солнца и другие очень древние символы, имевшие огромное значение для наших предков, поклонявшихся солнцу и почитавших землю. Помните? В сказках солнце - не просто солнце, а Солнце Красное, а земля - не просто земля, а Мать-Сыра-Земля. Ведь не зря говорят, что солдаты Великой Отечественной Войны сражались за Родину, а иногда используют и другой оборот речи - они сражались за родную землю. И все понимают, о чём идёт речь.
Кроме предметов быта символическими узорами украшались ещё и вещи, которые не могли быть использованы ни для каких практических, хозяйственных целей. Один такой пример мы уже знаем - это рушники. Ими не вытирались, они использовались во всевозможных обрядах и были частью внутреннего убранства дома. Есть ещё один замечательный пример такого "бесполезного" с практической точки зрения древнейшего вида народного искусства - это искусство росписи яиц. Яйцо - символ жизни. Отзвуки этого обычая сохранились до сих пор - многие красят на пасху обычные съедобные куриные яйца. Потом их просто съедают. Кто-то по-старинке варит их в луковой шелухе(они становятся красивого светло-коричневого цвета), а кто-то использует специальные пищевые краски, которые продаются в магазинах именно для этой цели. Но раньше яйца не просто красили, но и расписывали очень красивыми узорами. А чтобы работа не пропадала зря и была долговечной, роспись стали делать на деревянных заготовках в форме яиц. Я покажу вам современные работы:


Изображение

Это яйцо расписано в традиции, близкой к петриковской росписи, распространившейся из украинской деревни Петриковка, а это - мезенская роспись - одна из самых древних традиций, которая ещё 100 лет назад сохранялась в деревнях на берегах реки Мезени в Архангельской области.


1а - Изображение 1-б - Изображение 2 - Изображение
1а, 1б - автор - художница Н.К.Величко, 2 - мезенская роспись
А это яйца я раскрасила сама - контур я выжгла приборчиком для выжигания, а потом раскрасила. Узоры взяты со старинных северодвинских прялок - с двух сторон здесь изображено древо жизни:

Изображение Изображение Изображение

На Украине издревле широко распространён обычай расписывать пустые яичные скорлупки, называются такие расписанные пустые яйца писанками:

Изображение

-И это настоящая скорлупка???
Да, самая настоящая скорлупка от обычного куриного яйца.
-Как же это, ведь оно целое?
Нет, не совсем. В донышке аккуратно проделывали маленькую дырочку швейной иголочкой и через эту дырочку осторожно выпивали сырое яйцо, скорлупку просушивали и расписывали.
Покажите! требовал недоверчивый народ. Но после предъявления отверстия для обозрения особо дотошным гражданам доверие было восстановлено, и народ с удвоенным вниманием воззрился на писанку:

Изображение

А я продолжала рассказ о технологии украинской писанки:
Способ росписи украинской писанки очень интересен. Главная идея состоит в том, чтобы замазать горячим воском те места рисунка, которые не нужно красить краской, после чего скорлупка погружается в раствор краски, например - жёлтой. Затем воском замазываются места, которые должны быть на рисунке жёлтыми, а скорлупка погружается в красную краску. Там, где красная краска наложилась на жёлтую, получается тёплый оттенок красного цвета. Затем горячим воском замазываются места, которые должны быть на рисунке красными, а скорлупка погружается в чёрную краску. После очередной просушки скорлупку нагревают над огнём, воск расплавляется и его вытирают тряпочкой - в этот момент мастер в первый раз видит свою работу в законченном виде - рисунок получается многоцветным.
Далее начинается новая тема:
Но вот все важные дела переделаны и пора мастерить малым ребятам игрушки...


Выставка в школе - март 2009. Сообщение номер 5. Ход экскурсии. Часть 4.

Я остановилась на том, что
...все важные дела переделаны и пора мастерить игрушки для малых ребят ...

Продолжаю.

------------

Игрушки делались и соломенные, и берестяные,и тряпичные,и деревянные, и глиняные.
В селе Богородском, под Сергиевым Посадом, недалеко от Москвы резные деревянные игрушки делали не только для своих детей, но и на продажу - это был промысел, кормивший всё село. Существует этот промысел и поныне. В Богородском часто мастерили игрушки очень остоумные - с движением. Вот, наверное, самая известная игрушка, существует она в нескольких вариантах. Вот здесь - мужик с медведем колют и пилят дрова. Та-а-ак, кто у нас пятёрки получал?
Выбрала молодого человека, особо отличившегося в ходе экскурсии своими осмысленными ответами на вопросы для демонстрации принципа движения в данной игрушке:

Изображение

Несмотря на то, что этот молодой человек явно выделялся повышенной сообразительностью и способностью делать ценные умозаключения, секрет игрушки он разгадал отнюдь не сразу.

Изображение

Игрушка - медведь, звонящий в колокола, тоже не поддавалась разгадке.

Изображение

А ведь было время, когда известных с 1920-х годов клюющих курочек было столько, что принцип движения таких игрушек был всем известен. Впрочем, и мужики с медведями тоже были очень хорошо известны.
Все основные принципы движения богородских игрушек были продемонстрированы на примерах. Ещё один принцип - кнопочный. Козлик ударяет по мячу башкой:

Изображение

В Богородском любили вырезать не только движущиеся игрушки, но и целые сцены, иногда со множеством действующих лиц. Вот пример небольшой группы - охотник с собакой идёт по лесу. Листики на дереве прикреплены на пружинках, и голова охотника на пружинке, и хвост собачки -тоже. Поэтому, если случайно задеть эту скульптурную группу рукой, то охотник ещё долго будет качать головой, как-будто в чём-то сомневается, пёс будет вилять хвостиком, а листочки будут дрожать, как от ветра:

Изображение

Все знают выражение "топорная работа". В наше время оно означает работу, сделанную грубо и не слишком точно. А в прошлом значение было прямо противоположное, потому что топором мастера владели так хорошо, что, подчас, выполняли весьма тонкую работу, требовавшую очень высокого мастерства. Вот пример топорной работы, то есть в буквальном смысле - работы топором. Такие игрушки делали в Богородском, а потом в Сергиевом Посаде их расписывали. Барыня с собачкой. Собака охотника залаяла на барскую собачку. Барыня взяла её на руки и отвернулась. Чуть что - она сразу обижается:

Изображение Изображение

Показываю треугольное дно игрушки:

Изображение

Махнули топором раз, махнули - два, махнули - три... Получалось такое поленце с тремя длинными гранями. Потом принимались за детали.
А вот какие игрушечные качели делали в Нижегородской области:


Изображение
(крутанула - демонстрирую вращение)
А это - щепная птица из Архангельска. От малейшего дуновения воздуха, они начинают вращаться и вращаются очень долго сначала в одну сторону, потом в другую и так далее:

Изображение

Теперь поворачиваемся к столу с глиняными игрушками. Напоминаю, ЧТО там было:

Изображение

Все эти игрушки сделаны в наше время, но по старым образцам. Есть только одно исключение - в городе Ковров Владимирской области игрушечный промысел возник в наши дни, совсем недавно, но он уже приобрёл известность, потому что игрушки делает замечательные. Вот какая интересная игрушка-перевёртыш. Смотрим с одной стороны. Возле печки - хозяйка с малым дитём на руках:

Изображение

А с другой стороны этой же игрушки - хозяин с балалайкой :

Изображение

В каждом месте игрушки лепили по-своему, поэтому только взглянув на игрушку, мы можем определить, из каких мест она привезена. Это - каргопольские игрушки. Древний город Каргополь находится на полпути между Вологдой и Архангельском. Среди игрушек мы видим много удивительных существ. Вот женщина, которая держит в поднятых руках двух птиц - такие изображения часто можно видеть и на старинных северных обрядовых полотенцах:

Изображение

Птица Сирин. Это свистулька:(свищу, всё время свищу)

Изображение

А вот - Полкан, фантастический получеловек-полуконь, кентавр. По-разному расписаны два Полкана:

Изображение Изображение

Тройка:

Изображение

Грибник на пеньке; всадник; конь; козёл; ещё один козёл- в вышитой рубашке, совсем как человек; птичка:


Изображение Изображение

Изображение

Изображение Изображение

Изображение

А это игрушки из деревни Абашево Пензенской области. Игрушечный промысел там существовал издавна. И в наши дни находят там в земле, прямо на огородах, фрагменты старинных игрушек. По ним и учатся. Вот тройная свистулька - утка как барыня в капоте несёт своих утят под мышками:

Изображение

Щенок вскочил собаке на шею: "Мама! Ты меня любишь?" - "Конечно, люблю!".Я показываю игрушку публике и слышу, как кто-то из детей, вжившись в образ,как эхо вслух повторяет точь-в-точь с моими интонациями: "Мама! Ты меня любишь?" - "Конечно, люблю!":

Изображение

Среди глиняных детских игрушек очень много свистулек. Чаще всего свистульки лепили в форме птиц и других животных. Такие свистульки из красной глины делались в Сусанинском районе Костромской области:

Изображение

Эти свистульки тоже из красной глины, но другие по форме - из Вологодской области. тут и конь, и козёл, и птица:

Изображение

Посмотрите на эту птичку с птенчиками, все они в чепчиках с оборочками. Её пёстренькая раскраска объясняется тем, что глину замешивали на молоке, в этом случае при обжиге и получалась такая рябенькая расцветка. Так делали в Калужской обасти:

Изображение

К сожалению, отдельной фотографии я у себя в архиве не нашла, а сама свистулька в данный момент скрывается в какой-то из коробочек, так что найти и переснять мне её сейчас трудновато:

Изображение Изображение Изображение

А кто мне скажет, из чего сделаны эти свистульки - две птицы и валенок - из глины, или из железа?

Изображение

-Из глины!
-Из железа!
Поставив всех в тупик объявляю: И те правы, и другие! И вот почему.
В красной глине всегда содержится какое-то количество ржавчины, которая и придаёт глине красный оттенок. А ржавчина - это химическое соединение железа с кислородом. И вот, после того, как игрушку обожгли в печке для прочности, не давая ей остыть, её сразу бросают в мокрые древесные опилки. При этом происходит химическая реакция с участием веществ, содержащихся в глине, воздухе, опилках и воде. Реакцию эту называют восстановительной, потому что в её результате железо, содержащееся в ржавчине, восстанавливается, разрывает свою связь с кислородом, и в привычном для нашего глаза виде покрывает тоненьклй плёночкой поверхность игрушки. Вот почему эти игрушки выглядят как железные - они покрыты совсем тонким слоем железа. Вот какие интересные вещи происходят с простыми глиняными свистульками!

Терпение, терпение... Я уже заканчиваю, и осталось живописать только финальный опупеоз.
Кто мне скажет, что это такое?

Изображение

Поскольку я не ожидала, что мне кто-нибудь ответит, то и продолжала: Это трещотка! Она целиком сделана из дерева. Такими трещотками трещат даже в Большом театре, когда там дают оперу Мусоргского "Хованщина". Когда вы заходили на выставку, то вы слышали увертюру, то есть вступление к этой опере. Увертюра называется "Рассвет на Москве-реке". Мы не во всех группах успевали запустить увертюру, потому что были сильно сосредоточены на входе-рассаживании и хлеб-соли. Что же касается партии трещоток в "Хованщине", то информацию эту я так и не смогла перепроверить. Трещотку я не услышала несмотря на то, что оперу "Хованщина" я из сети скачала и прослушала от начала и до конца, хотя может быть и не очень дотошно. ПризнАюсь, опера как таковая меня страшно напрягает, а вот "Рассвет на Москве-реке" я очень люблю - дивная музыка!
Та-а-ак, кто у нас будет выяснять, как она трещит? Кто у нас пятёрки получал?
Рук поднялось несолько более, нежели было получено пятёрок в процессе экскурсии. Некоторые уже громко "устыживали" других в том, что руки-то они поднимают, а пятёрок не получали. В одной из групп один гражданин уж ОЧЕНЬ хотел потрещать, что и не удивительно - он и так трещал без умолку всю экскурсию.
Иди сюда, Миша, ты и сам как трещотка!
Тряхнув несколько раз инструмент, Михаил, наконец понял, как нужно его вертеть, чтобы трещало громко и беспрерывно:

Изображение

Кто бы подумал, что трещать - это такое счастье!!! Михаил сам чуть не треснул от восторга под оглушительную смесь треска трещотки и хохота делегации!

Изображение

Трещотка очень понравилась и примерным девочкам :

Изображение

Как-то купила я на ярмарке игру "Проворные мотальщики". Не думаю, что она может иметь какое-то отношение к заявленной теме экскурсии, но для её завершения она подошла как нельзя лучше. Народ остервенело мотал под громкие крики болельщиков:

Изображение

Тут звенел звонок. Я брала в руки колокол, дотоле безгласно стоявший рядом с компьютером, громко звонила, после чего говорила завершающую фразу:
Колокол напоминает нам, что мы должны знать нашу историю и древнее искусство наших предков!
В некоторых группах я успевала предварять финальную фразу и справкой:
Это настоящий колокол, предназначенный для церковного звона. Он изготовлен на воронежском заводе "Вера". На этом заводе воссоздано производство колоколов по старинным технологиям. После революции происходило много драматических событий. В то время старинные колокола Данилова монастыря оказались за океаном - в Америке, в Гарвардском университете. Американские студенты и профессора очень их полюбили и к ним привыкли, но согласились передать их Данилову монастырю обратно, если взамен им изготовят точно такие же новые. И вот воронежский завод изготовил такие замечательные колокола, которые американцы с радостью приняли взамен русских реликвий. Вот какой замечательный завод изготовил этот колокол.

Выставка в школе - март 2009. Сообщение номер 6. Послесловие.
После того, как я провела первую экскурсию, я с удивлением обнаружила, что сказала почти всё, что хотела, уложившись точно в границы урока. Повторить экскурсию ещё 3 раза было делом техники.
Когда я решилась на эту авантюру, мне было интересно для себя выяснить, смогут ли нынешние дети воспринять хоть что-нибудь, увидят ли они хоть что-нибудь? Вопросы я эти себе задавала не потому, что была слишком далеко от школы, а как раз потому, что имею понятие о том, какие разрушительные процессы проходили в ней и не только в ней в деле воспитания. Я сама видела, КАК изменялись дети - с 1991 года, когда я пришла в школу( а кружки вела гораздо раньше) до 2009 года, когда я окончательно ушла оттуда. Ещё каких-то 15 лет назад передо мной стояли дети, пришедшие к учителю с ярко выраженным желанием что-то узнать и чему-то научиться. И мы учились, ещё как учились, весело и дружно! В последние же годы, не скрою, я видела подавляюще много поистине отвратительных примеров того, к чему приводит нынешняя глобалистская зараза в идеологии школьного образования, поэтому у меня пропало всякое желание "сеять разумное, доброе, вечное" на этой отравленной почве. Считается, что дети всегда хороши и всегда невинны. Я так не думаю, хотя православная доктрина, утверждающая, что человек уже рождается греховным, мне никогда не была понятна. Зато мне понятны слова Макаренко. Родители шестимесячного ребёнка спросили Макаренко, когда им надо начинать воспитывать своего дитятю . Макаренко им ответил, что они опоздали на полгода. Я полностью согласна с Макаренко! Последние годы мне часто доводилось встречать детей-монстров, бывших очевидными "продуктами" применения глобалистской идеологии в воспитании-образовании. Малые дети 7-8 лет циничны до такой степени, что мне, в мои "за 50" это непостижимо. Они ябедничают и кляузничают на товарищей и на педагогов, они не интересуются никакими предметами, они даже не знают, что в школу они пришли учиться, и что это - их ОБЯЗАННОСТЬ. Воистину, это настоящие монстры, такие дети могут быть отвратительны уже в свои 7-8 лет - по ним как в открытой книге читаются все слабости и пороки их родителей, столь охотно заглотивших глобалисткую приманку вместе с её острым крючком. Конечно, детские души не могут быть ответственны за то, КАКИМИ их "не воспитывая" ВОСПИТАЛИ. Внешне чистенькие и умытые, приличненькие, они уже отвратительны, как бы ужасно это не звучало. И это не просто впечатление от каких-то единичных "несчастных случаев", это явление, это тенденция. Так что мне совершенно не хочется стоять перед ними в надежде, что они может быть удостоят меня хоть каким-то вниманием и даже (вдруг?) что-то попытаются сделать, чтобы хоть чему-то научиться. Никаких усилий, никакого напряжения преодоления-достижения - боже сохрани! Только: "Деточка, ты хочешь это покушать?" Деточка вас удостоит тем, что ложечку съест и даже улыбнётся, благодаря вашей педагогической виртуозности, но на систематические усилия, без которых не может быть преодоления-достижения-взрастания личности деточка не пойдёт. Мамочка спросит: "Так ты хочешь этому учиться дальше?" А дальше-то надо какие-то усилия прикладывать, себя хоть чуть-чуть преодолевать! Деточка скажет: " Нет, не хочу!". Мамочка скажет: "Ну и не надо, у нас ещё английский, школа моделей и бассейн!".
Ушла я с чётко сформировавшимся убеждением - нечего бисер метать!
Здесь же - разовое мероприятие, ни в какую петлю обязательств я не лезу, отчего не попробовать?
Общее впечатление после мероприятия было удивительно положительным - дети были явно душевно здоровы, атмосфера была очень хорошая - открыто, просто и без ненужного напряжения. Реакции были "правильные" - ожидаемые, естественные.
Оставляю в стороне обсуждения то вдохновляющее обстоятельбство, что враждебные идеологические ветры не всё разумное выдули, и что в семьях закладываются ещё основы различения добра и зла, а в начальной школе работает огромное количество прекрасных усителей, которые, КОНЕЧНО, детей воспитывают. Как бы не "трудились" на идеологической ниве подонки, разглагольствующие о том, что школа не должна воспитывать( дескать, воспитывать должна только семья - вреднейший вздор!). Должна! Вопрос о том, как, и какова цель такого воспитания.
Слава богу, что учителя начальной школы не морочат себе голову этими дурацкими вопросами, а, как правило, любят своё дело и детей, и в соответствии со своим внутренним миром продолжают детей воспитывать - в учении и в общении.
Так вот, оставляя в стороне все эти очень важные вопросы, полагаю, что положительный эффект мы получили по той простой причине, что детей никто не спрашивал : "Нам предлагают выставку такую-то. Дети, посоветуйтесь с родителями и завтра скажите, кто пойдёт..." А просто, административным решением, составили график и всех присутствовавших в этот день в школе организованно привели.
Воодушевившись успехом выставки в начальной школе, завуч побежала по громкосвязи сделать объявление - чтобы приходили все желающие. Время на вольные посещения было отведено. Эффект меня не удивил - не пришёл НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК. Вру, исключение было - одна учительница к нам заглянула.
Произошёл смешной эпизод. После четырёх лекций я оставлась на выставке - было время свободного посещения. Никого не было, и тут явились 6 первоклашек с продлёнки. Меня удивило, что они пришли как-то организованно( хотя никого из взрослых с ними не было) и держались друг дружки. Я спросила их о цели прибытия. Ответ был однозначный - хотели выставку посмотреть. Я их усадила, взяла хлеб и провела пятую экскурсию всю без изъятий. Причём страшно меня удивило то, что они без замечаний по поведению и, казалось, без утомления эту экскурсию всю без сокращений прослушали, трещоткой потрещали, верёвки помотали, колокол послушали и только после этого, очевидно довольные, удалились! Уму непостижимо! Стало быть не всё ещё потеряно, как это может иногда казаться, когда вы обложены со всех сторон этой гремучей смесью вседозволенности для учеников и ювенальной юстицией для педагогов.
Приходила уже после всего одна учительница начальных классов(они были на экскурсии) специально для того, чтобы сказать, что детям экскурсия очень понравилась.
Поняла я также, что экскурсия в детской среде обсуждалась. Когда я вела очередную экскурсию и сказала фразу " А сейчас поворачиваемся к этому столу...", то услышала громкий шёпот - одна козявочка сообщала другой козявочке: "Сейчас будут игрушки!".
Так что потеряно не всё. Трудитесь, граждане.



http://tradtextil.livejournal.com/77333.html
1. http://tradtextil.livejournal.com/77632.html
2. http://tradtextil.livejournal.com/77863.html
3. http://tradtextil.livejournal.com/78393.html
4. http://tradtextil.livejournal.com/78651.html
послесловие http://tradtextil.livejournal.com/79071.html
Ответить