*********************
Русские сезоны в Париже - державная попса столетней давности?
В общенародном мнении прочно закрепилась идея, что Дягилев открыл Европе силу русского искусства. Однако более внимательный взгляд ставит под сомнение творческие достижения "русских сезонов". Конечно, в них принимали участие великие исполнители, одно имя Шаляпина чего стоит. Ну а качество, уровень постановок?
С. Дягилев - Н.Римскому-Корсакову: Я всё же решаюсь в будущем мае (1908 года ) предпринять постановку "Садко" и "Бориса" в Париже, в Большой опере. "Садко" - с французами и по-французски, "Бориса" же пока по-русски с Шаляпиным и Собиновым.
С.Д. - Н.Р.-К.: Вопрос не в купюрах, а, скорее, в обработке. Слушать оперу от 8 до 12 французы абсолютно не способны.
Требуются купола и колокола а-ля рюс. Римский-Корсаков по просьбе Дягилева сочиняет дополнение ко второй сцене "Бориса Годунова" - славление и колокольный звон. Из постановки убирается народная сцена "Под Кромами", задевающая католиков.
С.Д. - Н.Р.-К.: Картина в комнате Любавы не увеличивает интереса действия... конец антракта после подводного царства (естественно может перейти) в заключительный гимн на фоне стилизованного прекрасного ясного пейзажа, с горящими куполами славного Новгорода и широким разливом Волховы.
Снова купола. Композитор не выдерживает: Вы составили твёрдый план действий ранее всяких моих советов, и план, от которого уклониться не намерены. Уверяю вас, что у меня есть тоже точка зрения театрально-художественная, с которой сбить невозможно. Раз замешивается в деле национализм Владимира Александровича (великого князя, выделено blanqi) и расчёты министерства финансов - является необходим успех во что бы то ни стало. для меня же существует только художественный интерес... Не только упразднение последней картины или её большей части недопустимо, но и изъятие образа Любавы наравне недопустимо. Если слабосильной французской публике во фраках, забегающей на некоторое время в театр, прислушивающейся к голосу продажной печати и наёмных хлопальщиков, "Садко" в его настоящем виде тяжёл, то и не надо его давать.
С.Д. - Н.Р.-К.: Осталась последняя комбинация - дать несколько картин из "Садко"... я и предложу её Мессаже и Бруссану, выразителем мнения которых я являюсь до сих пор перед вами.
Опера была дана во фрагментах с куполами и отвратительными декорациями Коровина.
Н.Черепнин - Н.Римскому-Корсакову о постановки в Париже "Снегурочки": По ближайшем исследовании оказалось, что декорации написаны французским художником Жюиссаком, а что касается Саввы Мамонтова, то им, как говорится, и не пахнет, а ставит оперу сам Карэ.
Из декораций видел только пролог, в котором было одно чрезвычайное идиотство... Ближайшим советником Карэ и злым гением постановки является старуха в огромной шляпе по профессии matre de ballet. Ввиду этого на первых сценических редакциях танцевали повсюду. Я даже начал сомневаться - не балет ли "Снегурочка", и только путём величайших усилий удастся вытравить эту мерзость... Эти господа считают возможным до нашего русского быта доходить тем же способом, как Тяпкин-Ляпкин до сотворения мира.
Вам это ничего не напоминает? Национализм великого князя на деньги министерства финансов, благолепный ля рюс? "Сибирский цирюльник" державного Никиты Михалкова? Водка, масленница, матрёшки, лепота...
Но искусства, культуры России - нет. И, похоже, не было 100 лет тому назад.
??!! Дягилев? Что он написал, какую музыку? Может - он был меценатом "могучей кучки"? Нет. Может, оперу в Москве открыл, как Мамонтов? - Нет. "При Дягилеве" - звучит смехотворно. Эпоха "кучкистов", Чайковского, Римского-Корсакова - есть, а дягилевской - нет и быть не может.
Что касается "русских сезонов". Дягилев подал русскую музыку и культуру как культуру дикарей. Да! И успех, одобрение у французов получил такое же, как экзотика из Африки. Купола, колокола... Типичная михалковщина. Дягилев не возвысил русскую культуру, а опустил её до уровня развлекухи с колоколами - в угоду романову-князю и, возможно, не без личной выгоды - раз замешаны государственные денежки.
А музыка русская создавалась кучкистами, Чайковским, Глазуновым и другими композиторами - серьёзно, как высокое искусство, на знании и достижениях Глинки, Верди, Вагнера, народной песни и русской литературы. Это Дягилева не интересовало, он сбацал дешёвый успех.
Где я что против "могучей кучки" сказал? Наоборот- за. Потому что они - это искусство, но Дягилев тут каким боком? Музыка Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Балакирева звучала безо всякого Дягилева, оперы ставились в Москве и Питере. Дегилев-то тут где? Переложил всё в попсу для Парижу?
При чём тут национальная составляющая в русской опере? При чём она к Дягилеву? Он-то что в ней понимал? Купола-колокола?
Вы мне доказываете, что Дягилев был хороший продюсер? Ради бога. Не имеющий отношения к русскому искусству. Чисто бизнес, ничего национально-культурного.
И ещё. Я пишу не о балете. Балет... не хочу сказать ничего плохого, но к МУЗЫКАЛЬНОМУ искусству он относится мало. И потому в контексте данного поста балет не обсуждается.
Выделено же не для обличения монархии (при чём тут она), а потому что эта сторона дягилевских сезонов никак в нашей восторженной прессе не освещена и потому что она очень напоминает сегодняшнюю "профессиональную русскость".
А пост мой проникнут теми же чувствами, что и у Римского-Корсакова - за настоящую, великую, русскую оперную культуру. И руки прочь от неё швыдкие, дягилевы и михалковы со своими тортиками-башенками.
Ссылки доступны только зарегистрированным пользователям